Российскому рынку пива поможет чемпионат мира по футболу

11 Января 2018

Он может вырасти впервые за 10 лет

Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России летом, активизирует потребление пива, отмечается в обзоре Morgan Stanley. Вклад фанатов в потребление пива аналитики инвестбанка оценили в 2%. В итоге за весь 2018 год российский рынок пива вырастет – впервые за 10 лет.

 Продажи пива в России падают уже много лет: c 2007 по 2016 г. они сократились на треть до 780,6 млн дал, по данным Росстата. В 2017 г. они снизились еще на 4–5%, оценивает Союз российских пивоваров. Одна из основных причин – усиление регулирования, последнее ограничение – запрет на производство и продажу пива в пластиковой таре свыше 1,5 л. Сказывается и падение реальных доходов населения, отмечает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Сан инбев» («дочка» Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев. Увеличился акциз, выросли цены, добавляет директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов.

 2018-й действительно может стать годом роста, согласны пивовары с прогнозом Morgan Stanley. Дело прежде всего в отсутствии плохих новостей: с нового года не увеличился акциз, не вводились никакие новые ограничения, радуется Болматов. Существенный вклад внесет безалкогольное пиво – самый перспективный сейчас сегмент, добавляет он. Несмотря на снижение потребления пива, продажи безалкогольного пива в январе – сентябре 2017 г. выросли на 5,6% (данные Союза российских пивоваров). Хотя сам сегмент пока небольшой – в III квартале на него пришлось 1,6% продаж пива.

Поможет и футбол. Как правило, во время чемпионата мира потребление пива в стране проведения увеличивается примерно на 5%, говорит Дурдыев. «В большей степени это связано с устоявшейся культурой потребления в западных странах, потому что пиво всегда ассоциируется именно с футболом», – говорит Дурдыев. Кроме того, чемпионат проводится летом, а это высокий сезон для пивоваров, добавляет менеджер по связям с общественностью и органами власти Efes Rus Павел Филиппов. Пивовары всегда увеличивают маркетинговую активность во время крупных спортивных мероприятий, согласен представитель «Балтики» (входит в Carlsberg Group).

 Anheuser-Busch InBev – официальный спонсор чемпионата в категории «Пиво и пивные напитки», напоминает Дурдыев. Это дает право эксклюзивной продажи и рекламы пива на стадионах, фестивалях болельщиков и в радиусе 2 км от стадионов (по контракту это бренды Bud, Bud Alcohol Free, «Клинское»). Поскольку реклама и потребление продукции компании-спонсора будут разрешены во время проведения турнира, внимание потребителей к пиву в целом тоже возрастет, ожидает Филиппов.

 Наибольший приток фанатов ожидается из Германии и Англии, это страны с развитой пивной культурой, говорит руководитель бизнес-школы RMA Кирилл Кулаков. Больше всего пива фанаты потребляют в барах, где широко представлено как импортное, так и российское пиво. Специально расширять ассортимент не имеет смысла, считает вице-президент сети спортбаров «Кружка» Галина Костив; основными потребителями все же будут российские фанаты.

 В итоге за 2018 г. вместо спада продажи пива могут вырасти на 1%, прогнозирует Филиппов. Учитывая недозагруженность производственных мощностей, пивовары будут готовы удовлетворить спрос в случае его роста, соглашается Болматов.

«Ведомости»

Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая пивоваров всей России. Мы представляем интересы отрасли на государственном уровне, консультируем предприятия, организовываем площадки для обмена опытом между пивоварами. Сегодня участниками нашего альянса являются 94 компании, выпускающих свыше 80% пива в стране